Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 94.092 −0.232

EURO 100.532 +0.2529

12+

Суббота, 20 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Общество

Привычка быть здоровым

18 апреля 2021 09:53

О формировании у детей представлений о здоровом образе жизни рассказывает педагог-психолог новомосковского ДДЮТ Оксана Попова.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Это главная ценность нашей жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни ребенка, и, согласно данным научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.

Ребенок должен расти здоровым. Согласитесь, здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей, а здоровый образ жизни является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Отношение самого ребенка к своему здоровью зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Например, дети 2-3 лет понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В возрасте 4-5 лет у детей формируется представление о здоровье как о «не болезни». Но что значит быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. И если мы спросим, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети ответят - нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д.

К 6 годам благодаря возрастанию жизненного опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

В 7 лет уже происходит осознание ребенком своего "Я", у детей формируется правильное отношение к миру. И очень важно понимать, что именно этот возраст ребенка считается наиболее благоприятным для формирования и привития навыков здорового образа жизни. И именно в этом возрасте необходимо начинать целенаправленно формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Его формированием занимаются и детский сад, и школа, однако решающая роль принадлежит в первую очередь семье.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к вредным привычкам). Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ребенка. То есть этому надо учить.

К вредным привычкам детей мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.      Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!». Но очень мало в семьях родители говорят детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении». Видимо, поэтому наши дети среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.

Ребенок чрезвычайно подражателен, и если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.

Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А ведь достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Здоровый образ жизни у ребенка должен состоять из следующих компонентов: правильное питание; соблюдение режима дня; занятие физическими упражнениями; закаливание; соблюдение норм гигиены; отказ от вредных привычек.

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Оно должно соответствовать возрасту, быть желательно четырехразовым, сбалансированным по составу питательных веществ и полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. Важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря! Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал, повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом, рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью, изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Режим дня школьников включает следующие компоненты: учебные занятия в школе, учебные занятия дома (выполнение домашних заданий, сон, питание, занятия физическими упражнениями, отдых, занятия в свободное время.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна, т.к. недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

По мнению специалистов-медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

И в заключение хотелось бы добавить, что при целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой, отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Отношение к здоровью как к ценности в жизни на доступном пониманию детей уровне становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

По материалам «Новомосковской правды»

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии