Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 93.441 −0.6513

EURO 99.580 −0.9519

12+

Суббота, 20 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Бойцы и командиры 239-й стрелковой дивизии в боях за Сталиногорск-1

26 ноября 2019 09:34

22 ноября 1941 года частями РККА был оставлен промышленный Сталиногорск-2, 24 ноября пал Венёв. Немецкие танки беспрепятственно двигались дальше на север через Мордвес на Каширу... и на Москву. Но мало кто знает, что все это время сибирская 239-я стрелковая дивизия все еще дралась под Сталиногорском-1 и Донским — в полном кольце окружения, далеко от других войск 50-й армии, в тылу врага.

По поводу свежей, полностью укомплектованной и хорошо вооруженной 239-й стрелковой дивизии, переброшенной с Дальнего Востока сюда, в самое пекло под Сталиногорск, командование советской 50-й армии всерьез и не без оснований полагало:

«Не жди подкрепления. Ты и есть подкрепление».

Вплоть до 25 ноября 1941 года это советское соединение вело бои в одиночку против частей 4-х(!) немецких дивизий:
1) с юга топталась на месте «более небоеспособная» немецкая 112-я пехотная дивизия,
2) с запада нетерпеливо штурмовала 167-я пехотная дивизия,
3) с севера отрезали части 4-й танковой дивизии,
4) ну и наконец с востока Сталиногорский котел окончательно запечатала 29-я моторизованная пехотная дивизия вермахта.

Добавим, что для усиления частям немецкой 4-й танковой дивизии была специально придана боевая группа из соседней 3-й танковой дивизии, а пехотинцев 112-й и 167-й пехотных дивизий поддерживали еще и несколько штурмовых орудий StuG III из 202-го дивизиона штурмовых орудий. Очевидно, что так крайне необходимое участие всех этих частей в немецком наступлении на Москву снова откладывалось. Еще неделю назад, «17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая» — докладывал немецкий генерал Г. Гудериан, но Гейнц, ведь на дворе уже — 25 ноября! Из-за какой-то одной советской дивизии (или нет, не какой-то, а какой!...) целая неделя прямиком коту под хвост!.. В штабе немецкой 2-й танковой армии, однозначно, уже было совсем не до шуток.

В этой, мягко говоря, крайне сложной ситуации командир 239-й стрелковой дивизии полковник Гайк Оганесович Мартиросян принял единственно верное решение — идти на прорыв. В документальной повести новомосковского краеведа Н. С. Чумичева ему приписываются до глубины души пронзительные слова:

«Только безвольный и трусливый командир под видом «безвыходного положения» может распустить свою часть для выхода из окружения мелкими группами, а на самом деле он бросает своих воинов, которые верят ему как отцу, на произвол судьбы.

Не будет такого, вместе до конца. Я принял решение нанести удар по противнику и выйти из окружения или погибнуть...»

И этот замысел безусловно приводится в исполнение. Для этого 25 ноября 1941 года 3-й стрелковый батальон 813-го стрелкового полка должен был надежно прикрывать отход основных сил дивизии на рубеже деревни Урванка, нынешних Детского парка, Березовой рощи и поселков 26-й и 27-й шахт. Бойцов просили крепко держаться как можно дольше. И они держались.

Подробнее на сайте «Сталиногорск 1941»:
https://stalinogorsk.ru/239sd_heroes

Напоминаем также об акции в память о полководце Гайке Оганесовиче Мартиросяне и о бойцах-приморцах и сибиряках его дивизии:
https://vk.com/topic-161224424_39660382

 

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии