Погода сегодня

Днем 0° ночью 0°

Завтра 0°

Курсы валют

USD 93.292 +0.0399

EURO 99.561 +0.1961

12+

Четверг, 25 апреля 2024 г.
Политика Общество Экономика Происшествия Культура Спорт Слухи Бизнес
Полная версия сайта

Опрос

В какие учреждения здравоохранения Вы чаще обращаетесь за медицинской помощью?
7%
17%
62%
12%
2%

Точка зрения

Архив рубрики

Мы VKontakte


Рубрика: Летопись истории города

Защита полковника Мартиросяна

21 ноября 2019 10:30

На фото: здание горсовета, подожженное городскими властями с целью недопущения оставлению противнику, 21 ноября 1941 года. Фото: Н. А. Рафалович.

ИА «Новомосковск Сегодня» продолжает знакомить наших читателей с обороной Сталиногорска в годы Великой Отечественной войны.

По воспоминаниям Гейнца Гудериана, бывшего командующего 2-й танковой армией, «17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая... 112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, ее ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск... Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка».

Упомянутые свежие сибирские части — это 239-я стрелковая дивизия полковника Г. О. Мартиросяна, которая прибыла с Дальнего Востока для усиления левого фланга 50-й армии на защиту Узловой, Донского и Сталиногорска Тульской области. Гайку Оганесовичу была поставлена ответственная задача — провести совместную операцию по уничтожению Богородицкой группировки противника силами 3-й армии Юго-Западного фронта, частью сил 50-й армии Западного фронта и 13-й армии в период 18-23 ноября 1941 года.

Согласно этому плану лучшая защита — это наступление. И этот план был претворен в жизнь. При поддержке «русских танков» — 31 танк (7 КВ, 8 Т-34 и 16 Т-60) 125-го отдельного танкового батальона — бойцы-сибиряки и дальневосточники нанесли решительный удар от Узловой и Донского в южном направлении на Богородицк.

Как был организован этот удар? 17 ноября 1941 года в 23:55 в штабе 239-й стрелковой дивизии в д. Бибиково Г. О. Мартиросян отдал частный боевой приказ № 2, в нем он предельно краток:
«1. Противник не менее двух рот овладел Марьинка [Узловского района].
2. Решил контратакой на Новые Выселки и Марьинка окружить и уничтожить противника в районе Марьинка».

Как и запланировано, в 7:00 18 ноября танки «КВ» открыли огонь по противнику в Марьинке и Ивановском — это был сигнал для начала атаки. Командир 125-го танкового батальона орудиями танков «КВ» подготовил контратаку стрелков и танкистов. Следом в атаку поднялись бойцы 239-го стрелкового полка, которых поддерживали также противотанковые орудия и батарея полковой артиллерии.

А как же немцы? Лейтенант Феттер из 202-го дивизиона штурмовых орудий: «Я остановил нескольких пехотинцев, которые добрались до моего орудия из Емановки [Узловского района], и спросил их об обстановке. Они рассказали нам, что они находились с 1-м батальоном в Егорьевском [ныне поселок Новогеоргиевский Узловского района] , когда началась атака русских. Русские пришли жестко и быстро. Перед атакой была чудовищная артиллерийская подготовка и убийственный мощный пулеметный огонь все время, так что мало кому из наших удалось удержать свои позиции при атаке.... Русские не оставляли нас в покое всю дорогу». Допрос старшего рядового Рудольфа Якоби, раненого в Егорьевском осколком гранаты и попавшего в советский плен, красноречиво подтверждает всю серьезность намерений бойцов-сибиряков и дальневосточников: «Я был единственным немецким солдатом, взятым там в плен. Все остальные, должно быть были уже мертвы, когда туда пришли русские».

В самой Марьинке находился 110-й пехотный полк 112-й пехотной дивизии вермахта. Из немецкого журнала боевых действий мы узнаем последние новости: «Донесение 110-го пехотного полка: противник атакует двумя ротами при поддержке танков со стороны Вельмино, Марьинки... Противник атаковал Сергеевское [ныне деревня Большая Полунинка Узловского района] при поддержки танков... Противотанковой артиллерией не смогли подбить танки, у них были 7,5 мм орудия [это советские танки Т-34]. Из колхоза в районе Ивановское в сторону Марьинки (юг) перенаправлены последние резервы полка — одна рота».

В конце дня в штабе 112-й пехотной дивизии подвели неутешительные итоги: «Дивизия понесла значительные потери... Как позже было установлено из показаний военнопленных, например, наступление 110-го пехотного полка 18 ноября было остановлено русскими [только] силами разведывательных отрядов [в тексте подчеркнуто]... Около 15:00 в телефонном разговоре с начальником штаба [53-го армейского] корпуса командир дивизии запросил разрешение отвести силы дивизии обратно за реку Люторичь, т. к. из-за изменения сил противника далее невозможно продолжать собственное наступление... Несмотря на все предыдущие столкновения с огнем нашей артиллерии, противник не изменил своих намерений [дословно: «не был впечатлен»]; противник очень хорошо ведет огонь».

Потери в личном составе: 5 офицеров ранено; 13 унтер-офицеров и рядового состава убито, 99 ранено, 4 пропало без вести. Таков итог первого дня встречного боя с сибиряками. Как видно, защита полковника Мартиросяна произвела неизгладимое впечатление на немецких гостей из Богородицка. О чем сразу же и было доложено Гейнцу Гудериану.

Подробнее на сайте «Сталиногорск 1941»
https://stalinogorsk.ru/boevoj_prikaz_2_239sd
https://stalinogorsk.ru/112pd_war_diary_18_19_nov_1941

Напоминаем также об акции в память о полководце Гайке Оганесовиче Мартиросяне и о бойцах-приморцах и сибиряках его дивизии:
https://vk.com/topic-161224424_39660382

Самые интересные новости за день в нашем Telegram Перейти в Telegram

Разместить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий

Войти с помощью соцсетей

Комментарии